Музей "Усадьба Званцевых"

Музей "Усадьба Званцевых"

 

   

 

   11 июля 2013 г. в с. Тарталей состоялось открытие музея «Усадьба Званцевых» - филиала Бутурлинского историко-краеведческого музея, где заново воссоздан старинный дух дворянского гнезда Званцевых – центра общественно - культурной жизни Княгининского уезда.

   Еще в начале прошлого века при царе Павле, все пространство от Кочуново до Яньва было пустошью. 
   Землю эту в 1796 году царь Павел пожаловал сыну турецкого паши, погибшего при взятии крепости Жванец в 1769 году. Попечение о турецком мальчике взял на себя Павел I, крестил его именем Пётр, а отчество по обычаю дал Павлович. Фамилия была образована от названия крепости – Жванцов, которая впоследствии трансформировалась в Званцов и, наконец, Званцев. 
     Здесь решили построить имение. И вот в начале прошлого века сюда свезли крепостных. Так деревню и заселили. Крестьяне были в основном из Селищ и Ревезеня.
   Званцевы все лето до глубокой осени проводили в усадьбе. Усадьба была большая. Господский дом, двухэтажный, деревянный и просторный с большой верандой и несколькими выходами был окружен фруктовым садом, где в изобилии росли вишни, яблони, смородина, клубника, земляника. В саду находился господский пчельник.
 

   Одним из ярких представителей рода Званцевых была Елизавета Николаевна Званцева (Званцова) (30 ноября 1864 — 22 августа 1921) — художница, ученица И. Е. Репина, владелица имения Тарталеи, основательница студий рисования и живописи в Москве и Санкт-Петербурге.

Биография Званцевой была очень непростой и противоречивой. С одной стороны, блестяще образованная и утонченная аристократка обладала удивительным даром аккумулировать вокруг себя ярчайшие таланты эпохи и была постоянно окружена неординарными людьми.

С другой стороны, личная судьба «царицы Тарталей», как с легкой руки Репина называли ее друзья, не сложилась, хотя недостатка в воздыхателях она никогда не испытывала. Возможно, виной тому был острый и цепкий ум Званцевой, подвергавший критическому анализу все и вся. А, может быть, напротив, она относилась к числу тех женских душ, о которых Бунин говорил, что они «вечно томятся какой-то печальной жаждой любви и… от этого самого никогда и никого не любят».

 

Она построила в селе школу для крестьянских детей и организовала любительский театр, к участию в котором привлекла знаменитую актрису — оперную певицу Веру Петрову-Званцеву. Летом жизнь в Тарталеях била ключом. В усадебном доме была выстроена небольшая сцена с уютным зрительным залом. Здесь ставились домашние спектакли, где актёры, режиссеры были обитателями этой и соседних усадеб. Здесь же Лиза встречала знаменитую актрису Марию Савину, племянника великого русского поэта – Анатолия Пушкина. Ставились «Барышня – крестьянка», «Русалка», «Каменный гость», «Скупой рыцарь» Пушкина. А также «Таланты и поклонники», «Последняя жертва» Островского, «Ревизор» и «Женитьба» Гоголя. 
      В 1899 году в Москве Елизавета Званцева открыла художественную школу, в которой преподавали известные художники К. Коровин, В. Серов и другие. В 1906 году Елизавета Николаевна открыла школу рисования и живописи в Петербурге, которая просуществовала до 1916 года. В школе (студии) Е.Н. Званцевой преподавали такие известные художники как Лев Бакст, Мстислав Добужинский, Кузьма Петров-Водкин.
   Семьи у неё не было и, всё нерастраченное чувство материнства она перенесла на беспризорных детей, работая в московском детском доме.
   Скончалась Е.И. Званцева в августе 1921 года.
   И еще долго после смерти Елизаветы Николаевны Тарталеи оставались оазисом культуры и просвещения Княгининского уезда Нижегородской губернии

Дата последнего обновления страницы 09.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения